Да, умный AI меняет траекторию движения, уходит с линии атаки, и ведь немудрено: если он не уйдет, конница снесет ему полотряда, а так задевает слегка. Хуже для противника получается, когда его отряды (прежде всего легкой пехоты) зафиксированы, например, наш отряд бьется с 2 или, если повезет, с 3 отрядами легкой пехоты противника, нашей ТК даем приказ построиться "в рассыпную" и с полным разбегом несемся сквозь ряды пехоты, которая отбежать не может. Если от пехоты останется 40-50% личного состава, ей повезет. К слову, кавалерия не топчет своих. Так что она в этой игре реализована очень интересно, правильно и эффективно.
Тропы Сидов - да, меняет тактику и сложность игры с ног на голову. Имхо, вполне можно было бы урезать радиус действия, повысить стоимость маны и увеличить продолжительность перезарядки. Хотя... народ итак жалуется, что игра слишком сложная.
Пруд перемещения - более вменяемая телепортация, позволяющая быстро разбираться с врагом, не тратя время на перемещение к нему.